четверг, 23 августа 2012 г.

Место сбора: Семинский перевал.



В своем блоге я собиралась немного просвещать читателей о нелегких тренировочных буднях команды Skiwax.ru и Лыжного клуба НГУ, однако буду это делать в познавательной и информативной манере, описывая места для сборов, вкаток, прочих тренировок, где мы побывали, и где, возможно, читатели тоже захотят побывать. По крайней мере оценят плюсы и минусы, а уж поедут или нет – дело хозяйское.
Отчет этот задуман мной не только для того, чтобы ознакомить читателей с той уймой работы, проведенной нами на сборах, но и для того, чтобы рассказать и дать представление об уникальном месте для тренировок, которое расположено в России, а не за рубежом.
Логистика рассказа будет такова: для начала опишу Семинский, расскажу всю полезную информацию о нем, а уж дальше немного обмолвлюсь непосредственно о наших тренировках. В конце смотрите краткий постскриптум о поездке в Киргизию.



В период с 16 июля по 2 августа команда Skiwax.ru и Лыжный клуб НГУ проводила свой очередной учебно-тренировочный сбор на Алтае, на базе УТЦ «Семинский перевал».
«Семинский перевал», учебно-тренировочный центр, построенный еще в далекие времена правления Госспорта СССР, о чем вам будет свидетельствовать надпись на расшатанных воротах при въезде на базу.

Того паренька, который сидит там наверху, вы уже там не увидите, я решила, что лыжник он неплохой, выманила его оттуда лыжероллерами Swenor и увезла в Новосибирск :)




Здесь проводили свои тренировки столь именитые лыжники времен 1970-90хх годов, что я даже не буду перечислять их фамилии, вспомните и назовите любого из них, не ошибетесь, каждый побывал, и не раз, в этом центре.
Находится он в 2х часах езды по извилистым горным дорогам от Горно-Алтайска, в 280км от Бийска и в 8часах езды от Новосибирска. Если вы решите добираться туда автобусами, то идеальный ваш маршрут будет проходить так: Новосибирск-Горно-Алтайск-Онгудай(или Усть-Кокса – два этих маршрута идут через Семинский). Возможен вариант - прилететь самолетом, тогда горизонты расширяются, и маршрут ваш может начаться как с Новосиба, так и с Барнаула или Горно-Алтайска. Да-да, вы не ошиблись, в Горно-Алтайске в связи с развитием туризма (а равно игорной зоны) построили и доводят до высшего уровня аэропорт. Уж не знаю, действует ли он на настоящий момент, но реконструкция дороги вблизи его - масштабна.
Если самолеты по каким-либо причинам не для вас, то поезд доставит вас до Барнаула, а оттуда уж известным путем до Горно-Алтайска. Автобусы из него в нужную сторону ходят нерегулярно, лучше приезжать пораньше и узнавать расписание автобусов по телефонам автовокзалов.
Для больших или организованных компаний (от 10 человек) есть отличнейшая опция доставки со всем необходимым инвентарем из всех перечисленных мною пунктов за приемлемую цену (1600 с человека от Новосиба), быстро и довольно комфортно. Необходимо только позвонить по телефону 89039199890 и обо всем договориться. Это не реклама, водителя зовут Евгений, его бригада занимается извозом спортсменов и цена, я вас уверяю, приемлемая (учитывая, что билет с Новосиба до Горного стоит 850 и с Горного до Семинского 250, то переплата 500 рублей окупает вам весь тот геморрой, который, поверьте мне, вы огребете, таскаясь с автовокзала на автовокзал с инвентарем, тоскуя 8 часов в автобусе и шагая 800метров вверх от остановки автобуса до базы). За инвентарь любых видов и размеров оплаты нет.
Представляет из себя «Семинский» базу с кучей  помещений для житья-бытья на всяк вкус и цвет, от комфортных 2-3-4 местных комнат в домиках и гостиницах за 400-550р до «общежития» коридорного типа с общим туалетом и умывальником в коридоре и однокомнатным душем, который частенько занят, зато по 250р.  Кроме описанных жилищ есть дорогая (нормально поесть около 500р в день) и относительно приличная (иногда вкусно готовят, зато все действительно натуральное) столовая.

В "общаге" примерно так :)


 Есть роллерка, она же превращающаяся зимой в часть лыжной трассы. Длина ее 2 км средний круг, по которому в основном и катаются все спортсмены, особые экстремалы или просто хорошо стоящие на роллерах профи добавляют участок в 300метров, называемый «плато». Есть совсем маленький круг в 800м, он для тех, кто уж совсем боится, либо не хочет перенапрягаться в первые дни. Естественно, все эти круги образованы срезками с основного круга. На среднем круге можно насчитать 5 подъемов, от 15 до 40 метров, что, поверьте мне, мало не покажется. Спуск опасный лишь один, затяжной с двумя поворотами сначала на лево, потом на право. Опасность представляет собой набираемая скорость и отсутствие контруклона на выходе из второго поворота. Качество асфальта не фонтан на всем протяжении, иногда перемежается участками «фонтан» или терпимо. К слову сказать, если вы юзаете роллеры Swenor, то проблем ни с прохождением спуска, ни с качеством асфальта вы не испытаете. На Свенорах-тройках Макс периодически съезжал с плато. Если Старты, то вибрация в ногах уже спустя час катания и определенная доля острых ощущений на спуске вам гарантированы  Кроме того на роллерах можно кататься по дороге в сторону трассы от базы и обратно, это может служить хорошей втягивающей или восстановительной тренировкой на классике (конек не рекомендую). Асфальт, скажу честно, там ужасный, но используя роллеры Swenor fiberglass, вы уже не будете так сильно страдать. Кроме того, за роллерку надо платить аж 120 рублей за день, а по дороге вы можете накататься вволю и забесплатно. Народ утверждает, что в дождь кататься можно и роллерка не скользкая, я каталась, и действительно, скользко не было, видела, как люди проезжают на Стартах - тоже все нормально.

На этой фотке видно часть имитационных кругов и роллерки, там где асфальт объединяется и есть место перехода, чтобы не заезжать на плато.


Имитационный круг «легкий» и «тяжелый», легкий длиной 3,5км, что из себя представляет тяжелый круг я полностью не уяснила, мне за глаза хватило работы на «легком». Там 5 подъемов, пологих, но протяженных, дорожки грунтовые, но очень плотно усеянные камешками, при этом никаких проблем для ног, только палки, бывает, плоховато втыкаются. Зато такой имитационный круг комфортен при тренировках в дождь, тропу почти не развозит и почти не скользко, разве что уж совсем с небес реки польются.

А здесь обзор еще и на трассу до Онгудая и справа дорога, уводящая к базе.


Ну и конечно бесчисленное количество дорог для кроссов и кросс-походов вам гарантированы. Для тех, кто редко выбирается на природу и в горы будет красиво, для прочих эстетов – ничего особенного, но довольно занимательно.



Основным маршрутом кросс-походов является гора Сарлык на 2500м, озера за этой горой и озера в противоположной стороне от горы. Кроме того от базы можно накрутить множество маршрутов, как в район Сарлыка, так и к дургим озерам. В дождливую погоду при большой сырости можно побегать с перевала на перевал по асфальтовой дороге.

Парочка фоток с похода на Сарлык и вниз к озерам







Погода на Семинском перевале самая что ни на есть сибирская - как повезет. В дни нашего пребывания дождей считай что не было, только под конец сбора пару деньков полил хороший дождик, но временный, давал промежутки для тренировок. Обычно там не очень тепло, даже в разгар лета, поэтому не поленитесь с собой взять куртку, штаны и термуху. Если вы попали в пору дождей, то здесь я вас огорчу, Семинский перевал является автономной фабрикой дождя. Тучка, раз зашедшая на перевал не уходит отттуда так просто. Она выливается, потом задерживается на ближайших скалах, потом вылившаяся вода начинает подниматься с земли и концентрироваться в той же тучке, тучка, решив, что столько много воды она не унесет, снова выливается на вас, потом опять задерживается, вода опять поднимается вверх и все повторяется по новой, пока ветер не разыграется и не разнесет ее на части или вообще унесет с Семинского. Погоду при планированнии поездки туда следует смотреть в двух пунктах: Шебалино и Онгудай. Перевал находится ровно посередине, и если вы увидели, что в обоих этих точках идут дожди, подумайте, может лучше отложить поездку, плохая погода надолго вам гарантирована. А в дождь на Семинском очень холодно и некомфортно.

Так и что же особенного в Семинском спросите вы? Таких мест в России сотни, и, наверняка, есть лучше и комфортнее. А вот и нет, особенное оно. Своей высотой. С одной стороны там всего 1700, но с другой, по ощущениям и тренировочному эффекту эта высота эквивалентна 3000м. Не знаю уж чем это вызвано, особым разломом гор, или давлением или еще чем, но почувствуете несоответсвие ощущений и высоты вы сразу же. Поверьте мне, я была на 3000 и выше :) Даже по прошествии времени акклиматизации вам все равно будет тяжело. В связи с этим тренироваться там следует аккуратно, не носясь сломя голову и не загоняя себя на тренировках. Если не верите мне, спросите любого, знающего что такое Семинский, тренера. В первые дни стоит вообще ходить пешком, бегать не напряягаясь, можно делать длительные полупешком и силовые. В последующие дни стоит делать то же самое. Можно немного поскоростить после 12-14 дней. Гонки предпочитают там бегать либо после 14-21 дня сборов либо сразу же по приезду на следующий день. Еще раз хочу предупредить - не перебирайте с тренировками! Следует помнить о том, что восстановление в горах происходит медленнее и усталость может накапливаться как снежный ком.

Можно набирать объем прохаживаясь по слэк-лайну )



Никаких особых тренировочных рекомендаций, кроме вышесказанного, давать я не буду. "Горная" практика у меня еще не наработана достаточно для четкого формулирования заданий. Могу порекомендовать вести тренировочный дневник и записывать очень подробно все свое самочувствие во время пребывания и спуска с перевала. На будущее должно помочь, все индивидуально. Говорят, после 21 дня в горах при спуске на равнину должно "переть" с первого же дня, а я такого эффекта не почувствовала, лишь на пятый день появилась какая-то не то чтобы даже легкость, терпеть стало проще. Забегается в горки легко, при увеличении скорости меньше задыхаешься. Самый эффект, говорят, наступает после 14го дня. Что ж, посмотрим, как раз на эти сроки у меня выпадает веломногодневка в Германии.

Еще немного полезной информации о Семинском. Всем заведует на УТЦ Надежда Петровна, которую лучше не злить, не раздражать, не обманывать, обо всем ей сообщать заранее. При заселении обговаривать сколько дней вы будете кататься на роллерах. Приезжать лучше до 12 дня, это контрольный час заселения и выселения. Все необходимые документы и именно так, как вам надо, оформят в бухгалтерии при окончательном расчете.
Ну вот вроде и все. Если будут какие-либо вопросы - спрашивайте, отвечу.

Теперь, как и обещано, о тренировках моих и Макса.
Я приехала на Семинский с Киргизии, поэтому спустя два дня уже перестала ходить пешком и решила на свой страх и риск делать среднеинтенсивную работу, силовую, и включения короткие и длинные. Длинные включения, если можно так выразиться, представляли из себя отрезки прыжковой имитации во время шаговой, длиной до 55 секунд, а также отрезки высокой мощности во время силовой работы на роллерах от 10 до 20 секунд,  в зависимости от рельефа.
Макс весь первый микроцикл из 5 дней "ходил пешком" и лишь во втором микроцикле стали делать включения и в третьем провели немного работы в зоне средней интенсивности.
(Здесь хочу сделать небольшое отступление, я придерживаюсь тренировочного принципа легкая работа-тяжелая работа и делю интенсивность по пульсовым зонам и зонам комфорта. Не применяю долбеж на всех тренировках, но считаю, при всем при этом, что тренировок в средней зоне интенсивности избежать невозможно. К примеру, силовая на роллерах на Семинском, самая ни на есть стандартная, но пульс на ней все равно выходит за пределы низкоинтенсивной работы и в то же время она не соответствует высокоинтенсивной работе, хотя дается достаточно тяжело. Подобных тренировок не избежать, и я не считаю великим грехом провести их в средней интенсивности, которой многие советуют опасаться и избегать).

Таким образом, мы делали длительные походы и кросс-походы.
Провели парочку силовых работ, в том числе две из них на роллерах


Одну на развитие взрывной силы


Очень много катались на роллерах, пользуясь таким удобным случаем, как роллерка за порогом. В том числе делали короткие включения по 5-7 секунд.
Шагали имитацию с такими же включениями прыжковой и просто шагали имитацию.
Делали силовые ОФП и спец.силовую.
Умеренно бегали кроссы - лишь в виде восстановительных и как часть кросс-похода.
Играли в футбол и волейбол в разгрузочные дни.

Был день отдыха, который Макс не провел зря, композиция называется: "В минуту думы над судьбой человечества".



P.S. о Киргизии: В Киргизии мы побывали по обе стороны Иссык-Куля, заезжали на озеро Сонгкёль на 3000м, побывали в Каракольском ущелье, побегали в Семеновском ущелье, поплавали на северном и на южном берегу. Несмотря на сумбурность и скомканность поездки, природа и условия мне понравились. Там в действительности очень красиво! Особенно понравилось в Каракольском заповеднике.
Словила немного акклиматизации к высокогорью, на Семинском после этого было полегче.
В следующем году планирую сделать такой сбор: сначала уехать в Киргизию с палатками и велосипедами. Жить на высоте 2500м в Каракольском заповеднике, там акклиматизироваться, ходить в походы на 3000-3500м, периодически спускаться на великах вниз к озеру на 1700 и там тренироваться (бегать, плавать, имитация, силовые). Провести в таком режиме дней 12 и оттуда сразу уехать на Семинский перевал, там провести уже нормальный тренировочный сбор, сделать хорошую работу, без пешеходных медленных акклиматизационных тренировок. Приложу на будущий год все усилия, чтобы все получилось. Поеду я и пара-тройка моих ребят, кто заслужит :) Если у кого-то из читателей появилось желание присоединиться к нам - милости просим :)
Кстати, немного для моих друзей и читателей-велосипедистов. В Киргизии превосходные условия для велотуризма или просто веловыездов на дальние расстояния. К примеру, заехать на озеро Сонгкель на великах - очень и очень классно! Там живописнейшие места и хорошая грунтовая дорога. Да и в целом мест для тренировок очень много, к тому же высота, тепло, красиво, спокойные дороги.
Вот вам пару фоток из Киргизии и кто скажет, что там не классно, пусть бросит в меня камень! :)






Ой, да там столько классных и красивых мест, что не хватит моего блога, чтобы все фотки с них выложить! Да и фоток у меня столько нет, чтобы все описать! В общем, присоединяйтесь к лыжному клубу НГУ и айда с нами! :)





Комментариев нет:

Отправить комментарий